Концепция системы менеджмента качества

ГБОУ ПО «Севастопольский педагогический колледж им. П.К. Менькова»

Общие положения

Устойчивое развитие общества невозможно без адекватного развития системы образования. Сегодня центральной проблемой реформирования системы образования является повышение его качества.

Современные социально-экономические тенденции, особенности развития системы образования, в том числе профессионального образования, свидетельствуют о необходимости принятия обоснованных управленческих решений, в основе которых должна лежать надежная и валидная информация о качестве результатов образования.

С учетом возросших требований общества, государства, Министерства образования и науки, Департамента образования города Севастополя к качеству подготовки современных кадров необходимо более гибкое реагирование на изменяющиеся условия формирования образовательной среды, особенно в период реформирования всей системы образования России.

Сегодня ГБОУ ПО «Севастопольский педагогический колледж им. П.К. Менькова» (далее – Колледж) готовит востребованных специалистов в образовательной сфере человеческой деятельности, определяющих развитие будущего поколения, формирует патриотов своей страны. Это духовные личности, приобщенные к достижениям педагогики, психологии, мировой культуры, несущие идеалы гуманизма.

Разработка эффективной системы менеджмента качества образования является необходимым условием развития Колледжа на современном рынке образовательных услуг, повышения его статуса как ведущего педагогического учебно-методического центра города Севастополя.

Положения Концепции системы менеджмента качества Колледжа (далее – Концепция качества) представляют собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и направлений деятельности руководства Колледжа и его коллектива в созидательном инновировании образовательного процесса.

Концепция качества строится, исходя из магистрального направления применения управленческих инноваций в развитии Колледжа на период до 2022 года, и определяет миссию, видение, политику и стратегические цели Колледжа в области качества образования, организационную структуру, направления и этапы создания и внедрения системы менеджмента качества (СМК) образования. Методологической основой концепции выступает компетентностный подход в образовании, что в корне изменяет роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе – его переход с позиции транслятора знаний в организатора учебного процесса, направленного на привитие обучающимся самостоятельности и ответственности за результаты обучения.

Актуальность разработки Концепции качества определяется:

во-первых, современной тенденцией усиления интереса и внимания к использованию методов и инструментов менеджмента качества в системе профессионального образования, широкого использования требований и рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000 в качестве основы формирования и внедрения СМК;

во-вторых, переходом в системе образования к комплексной оценке деятельности образовательных организаций на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего и показатель наличия внутриорганизационных систем обеспечения качества образования;

в-третьих, требованиями закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающего необходимость проведения самообследования, обеспечения внутренней системы оценки качества образования образовательной организации, а также проведения независимой оценки качества образования. Основной тенденцией в области гарантий качества профессионального образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательной организации на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней оценки на основе тех или иных моделей управления качеством. Это  обеспечивает возложение ответственности за качество образования на образовательные организации;

в четвертых, переходом на новые федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Правовую основу Концепции качества составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Севастополя, Устав Колледжа и локальные нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса и научной работы Колледжа. Концептуальные подходы к системе менеджмента качества основываются также на следующих международных и российских нормативных актах:

  • Ключевые положения Болонской декларации, направленные на сближение и гармонизацию систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства образования;
  • Стандарты и директивы гарантии качества образования на территории Европы;
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования (ИСО 9001-2000)»;
  • ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные понятия и словарь (ИСО 9000:2000)»;
  • ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности (ИСО 9004:2000)»;
  • Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования.

Концепция качества предполагает перестройку системы управления Колледжем в соответствии с решаемыми задачами, Концепцией развития Колледжа до 2020 г. В них предполагается внедрение в деятельность Колледжа результатов практико-ориентированного синтеза опыта российских образовательных организаций, традиций российского педагогического образования и современных тенденций в области обеспечения качества профессионального образования.

Обеспечение качества предполагает создание определенных условий и выделение необходимых ресурсов, позволяющих достичь поставленных целей по качеству. К ним, прежде всего, относятся кадровое, учебно-методическое, финансовое обеспечение, материальная база, способность и готовность персонала к решению целевых задач, подготовленность обучающихся, информационное обслуживание учебного процесса.

Положения Концепции качества могут уточняться и дополняться с учетом уровня сформированности СМК Колледжа, условий ее внедрения, требований  Министерства образования и науки РФ, Департамента образования города Севастополя относительно системы и принципов развития педагогического образования, путей развития профессиональных образовательных организаций, обеспечения гарантий качества подготовки-выпускников.

Гарантией качества выступают все виды скоординированной деятельности по руководству и управлению Колледжа применительно к качеству образования. Структурными составляющими понятия гарантия качества в образовании являются:

  • планирование качества (деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования);
  • управление качеством (методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования);
  • обеспечение качества (деятельность, гарантирующая, что требования к качеству будут выполнены);
  • улучшение качества (деятельность Колледжа, направленная на улучшение способности выполнить требования к качеству образования);
  • оценка качества (подтверждение того, что требования к качеству выполнены).

Культура качества является важным элементом СМК и заключается в том, что все сотрудники Колледжа имеют согласованную точку зрения на проблему качества образования и придерживаются общепринятого определения этого понятия; каждый понимает свою роль в достижении показателей качества, имеет четкое понимание, что качеством можно управлять, и ему известны механизмы этого управления.

СМК имеет формальную и неформальную основы. Первая определяет комплекс обязательных регламентов и нормативов, вторая – социально-психологическое отношение сотрудников Колледжа к проблемам качества, атмосфере творчества и взаимодействия. Качество предполагает не только определение  предъявляемых  требований  и  организацию  контроля,  но и мотивацию сотрудников

СМК Колледжа формируется последовательно, поэтапно, согласно программе ее становления и развития (дорожной карты).

 

Современное состояние системы образования в Колледже

 и базовые условия создания СМК

Колледж является моделью многопрофильного и многоуровневого педагогического учебно-методического и научного центра, ориентированного на подготовку педагогических кадров на основе инновационных педагогических и информационных технологий. Колледж осуществляет образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам.

Учебный процесс в Колледже ведется 4-мя кафедрами. В Колледже накоплен уникальный кадровый потенциал. В настоящее время в образовательной организации научную и педагогическую деятельность осуществляют более 10 ученых, в их числе 2 доктора и 9 кандидат наук; 2 сотрудника имеют ученое звание профессора и 8 – доцента. 2 ученых Колледжа являются академиками различных академий, более 20 преподавателей имеют высшую квалификацию, имеют почетные звания.

Многокомпонентная модель интеграции образовательной, научно-методической и практико-ориентированной деятельности Колледжа представлена  научными    направлениями, занявшими свое место в отечественной, в частности, педагогической науке. Ежегодно в Колледже разрабатываются научные работы по заказу органов государственного управления.

Колледж осуществляет внебюджетный набор обучающихся. Их подготовка реализуется по программам ФГОС СПО по 2 специальностям на базе 9-ти и 11-ти классов. В Колледже организованы курсы дополнительного образования для детей и взрослых. Реализация образовательных, научных и воспитательных задач в Колледже опирается на современную учебно-материальную базу, библиотечный и учебно-информационный фонды. Имеется библиотека с читальным залом.

Колледж является лидером в системе регионального педагогического образования.

Предлагаемое Колледжем образование является конкурентным в Севастополе и Крыме.

Совершенствование деятельности Колледжа базируется, с одной стороны, на традициях отечественного образования, а с другой – на учете основных тенденций развития современного российского педагогического образования.

Все вышеизложенное является существенным потенциалом в дальнейшем развитии Колледжа.

В своей основе предлагаемая модель СМК Колледжа базируется на международных и отечественных государственных стандартах качества; типовой модели системы качества образовательной организации, утвержденной Рособрнадзором; методических рекомендациях по внедрению типовой модели системы качества образовательной организации; опыте разработки и внедрения СМК в других образовательных организациях.

Понятие качество как совокупность характеристик объекта, которые относятся к его способности удовлетворять установленные и предвиденные нужды определено Международной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001 определяет понятие «качество» как степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.

Качество образования трактуется федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Современная мировая тенденция в сфере образовательной деятельности показывает, что образование имеет потребность в системе управления качеством. В свою очередь, управление зависит от его методологии и организации, которые характеризуют цели и методы их достижения, функции, полномочия и ответственность за качество образования.

В основу разработки СМК Колледжа в соответствии с новой версией серии стандартов 180 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) положены принципы всеобщего управления качеством ТQМ (То1а1 Quality Маnаgеmеnt).

То1а1 (всеобщий) означает, что все сотрудники Колледжа принимают участие в процессе повышения качества. В основе ТQМ лежит не только оптимизация непосредственной деятельности образовательной организации, но и согласованное взаимодействие всех участников единого процесса. Целью в данном случае является установление долгосрочных отношений с учетом интересов обучающихся, педагогических работников, заказчиков и общества.

Quality (качество) означает не только качество подготовки выпускника, но и качество работ, процессов функционирования и развития Колледжа в целом. Это означает, что требуемое качество может быть достигнуто только тогда, когда каждый сотрудник Колледжа старается систематически снижать количество ошибок. Качество подготовки выпускника уже не определяется только в ходе государственной итоговой аттестации, а является логическим следствием цепочки ТQМ.

Маnаgеmеnt (менеджмент) означает, что контроль качества представляет собой управленческую задачу. В данном случае имеются в виду не только обязанности, но и определенные методы менеджмента, под которыми понимается стиль управления, требующий от руководства творческого подхода и волевого участия и допускающий активное участие сотрудников образовательной организации в управлении качеством.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, менеджмент качества – это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В узком смысле управление качеством образования – это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучающихся образовательной организации.

Сущностной характеристикой менеджмента качества образования является понимание каждым участником образовательного процесса партнерского отношения и личной ответственности за формирование конечного результата в общем процессе деятельности.

Современная ситуация в сфере образования требует совершенствования позиции Колледжа по отношению к инструментам формирования качества образования, что предусматривает, прежде всего, разработку и реализацию компетентностной модели подготовки выпускника как главного элемента создаваемой СМК.

Основные направления создания СМК Колледжа:

  • разработка применительно к современным условиям, миссии и видения Колледжа, политики и стратегических целей в области качества;
  • создание организационной структуры по управлению качеством;
  • разработка и внедрение единого документооборота по качеству образования;
  • определение видов деятельности, основных и обеспечивающих процессов Колледжа, необходимых для системы качества, их содержания и ответственных за качество подготовки выпускника;
  • создание механизмов и процедур качественной разработки, утверждения и систематического обновления основных профессиональных образовательных программ;
  • разработка компетентностной модели подготовки выпускника;
  • разработка и внедрение системы периодической оценки и мониторинга реализации образовательных программ;
  • разработка эффективной методики оценки, показателей и критериев уровня знаний обучающихся;
  • обеспечение гарантии качества преподавательского состава. Разработка механизмов и критериев оценки компетентности преподавателей;
  • создание ресурсов обеспечения обучения обучающихся;
  • разработка и внедрение необходимых для СМК информационных систем;
  • создание механизмов и процедур представления объективной информации о деятельности Колледжа;
  • консалтинговая деятельность (обучение и консультирование) основных должностных лиц по управлению качеством;
  • научно-методическое сопровождение образовательного процесса – научно обоснованное уточнение компетентностной модели каждого выпускника Колледжа по специальностям с опорой на новые результаты в педагогической и психологической науках, со строгим учетом их валидности и достоверности, теоретическое обобщение актуальных положений по организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в Колледже, подготовку и издание научных, учебно-методических пособий и рекомендаций по обеспечению качества образования.

В целом, алгоритм деятельности Колледжа по развитию СМК представляет собой подготовку и последовательное проведение следующих мероприятий: разработка, документирование, принятие, внедрение, поддержание в рабочем состоянии, постоянное улучшение ее результативности и эффективности.

  1. Миссия, видение, политика и стратегические цели Колледжа в области качества образования

Миссия

Колледж – образовательная организация среднего профессионального образования, ведущий учебно-методический и научный центр города Севастополя по подготовке педагогических кадров – учителей начальной школы и воспитателей детского сада.

Колледж готовит к непрерывному профессионально-личностному развитию обучающихся, способных выстраивать жизненные стратегии подъема в «социальном лифте», ориентированные на профессиональный успех.

Видение

Колледж позиционирует себя как многопрофильное учебное заведение, ведущий учебно-методический и научный центр города Севастополя, осуществляющий подготовку педагогических кадров со средним профессиональным образованием.

Колледж реализует инновационные модели интеграции образовательной, научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности в интересах государства и общества.

Колледж заботится о своем поступательном и устойчивом развитии как консолидирующего центра педагогического образования и научно-исследовательской деятельности, о сохранении и повышении его роли как одной из ведущих педагогических образовательных организаций города Севастополя.

Политика и стратегические цели

Стратегические цели Колледжа – качественное выполнение государственного заказа на подготовку кадров со средним педагогическим образованием на уровне компетенций в соответствии с ФГОС СПО и квалификационными требованиями к выпускникам; обеспечение необходимых условий организации образовательного процесса, направленного на развитие интеллектуальных способностей обучаемых с учетом потребностей системы образования, государства и общества, руководствуясь правилом: ценность имеют знания и навыки, которые приобретены обучающимися самостоятельным путем.

Задачи в области обеспечения качества образования:

  • предоставлять обучающимся широкие возможности творческой самореализации, формировать потребность в образовании в течение всей жизни, стремлении к профессиональному успеху в педагогической деятельности на благо Отечества;
  • развивать партнерские отношения с образовательными организациями, органами управления образованием;
  • поддерживать мотивированные отношения со сторонними организациями для совместного решения задач в многопрофильной подготовке высокопрофессиональных специалистов с учетом потребностей педагогической системы;
  • формировать информационно-образовательную, социокультурную воспитательную среду, обеспечивающую обучающимся условия для личностного самовыражения и саморазвития в интересах государства и общества.

Политика в области менеджмента качества образования исходит из представления об образовательной деятельности Колледжа как о функциональной саморазвивающейся системе, состоящей из следующих компонентов:

  • процесс целеполагания;
  • технологический процесс;
  • процесс подготовки педагогических работников;
  • процесс внедрения инноваций в образовательную деятельность;
  • процесс мониторинга  качества  образовательной  деятельности и качества ее обеспечения.

Реализация системы менеджмента качества образования в Колледже должна обеспечиваться по основным направлениям:

  • подготовка педагогических кадров, дополнительная профессиональная подготовка педагогических работников и руководителей всех уровней Колледжа;
  • обновление и развитие педагогических технологий, поощрение творческой инициативы участников образовательного процесса в Колледже;
  • интеграция учебного процесса с практикой деятельности выпускника;
  • применение информационных технологий, направленных на формирование навыков самообразования и обеспечивающих самореализацию личности;
  • непрерывное совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса;
  • использование результатов НИР в учебном процессе;
  • формирование у обучающихся необходимого уровня общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО и квалификационными требованиями к выпускникам;
  • совершенствование воспитательной работы с обучающимися в плане формирования профессиональных, социальных, этических качеств личности;
  • осуществление политики поддержки, продвижения и поощрения лидеров качества – обучающихся, преподавателей, руководителей, учебно-вспомогательного персонала.

Качество образования в Колледже – общее дело всех его сотрудников. С этой целью в Колледже разрабатывается система менеджмента качества образования. Руководство Колледжа способствует ее внедрению, развитию и совершенствованию путем последовательной реализации изложенных в ГОСТ Р ИСО 9000-2008 (180 9000:2005) принципов, адаптированных к качеству образования и развитию процессного подхода на основе Типовой модели системы качества в образовательной организации.

Руководство Колледжа берет на себя обязательства и несет ответственность за создание условий, необходимых для достижения целей в области качества, обеспечивает понимание, проведение и внедрение настоящей политики на всех уровнях образовательной деятельности.

Система менеджмента качества распространяется на образовательную, научно-методическую, воспитательную и культурно-просветительскую деятельность Колледжа.

  1. Организационная структура СМК

СМК Колледжа в рамках Типовой модели системы качества в образовательной организации представляет собой комплекс разработанных нормативно-методических документов, определяющих содержание, технологии, методы и средства работы всех должностных лиц, преподавателей, обучающихся по дальнейшему повышению качества образовательного процесса и профессиональной компетенции выпускников. СМК призвана обеспечивать практическую реализацию Концепции развития Колледжа по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучающихся, их родителей и лиц, их заменяющих, системы образования города Севастополя, Министерства образования и науки РФ, Департамента образования города Севастополя, государства и общества в целом.

Обобщенная модель СМК Колледжа охватывает все основные требования «Стандартов и директив ЕКОА» и 180 9001. Модель СМК Колледжа включает шесть взаимосвязанных и взаимодействующих групп рекомендаций и требований к различным аспектам деятельности образовательной организации:

1.Деятельность руководства в системе качества (разработка миссии, политики, Концепции развития Колледжа; совокупность организационных мероприятий в рамках системы, качества и др.).

2.Описание процессов жизненного цикла Колледжа на основе компетентностной модели подготовки выпускника (документационное обеспечение СМК Колледжа).

3.Менеджмент основных процессов СМК Колледжа (учебной, научно-методической, воспитательной, маркетинговой и др. деятельности).

4.Менеджмент ресурсов и обеспечивающих процессов (управление персоналом, образовательной, воспитательной, информационной средой, обеспечение безопасности жизнедеятельности и др.).

5.Деятельность по измерению, анализу и улучшению (мониторинг, измерения и анализ, управление несоответствиями, улучшение процессов).

6.Информирование общества (открытость Колледжа).

В организационную структуру СМК Колледжа входят:

  • директор Колледжа;
  • заместитель директора Колледжа по научно-методической работе;
  • Совет Колледжа;
  • Комиссия по качеству образования Колледжа;
  • уполномоченные по качеству в структурных подразделениях (внутренние аудиторы).

Для ключевых должностных лиц по качеству и подразделений, входящих в организационную структуру СМК Колледжа, разрабатываются соответствующие должностные инструкции и регламенты.

В соответствии с компетентностным подходом, изложенным в ФГОС СПО, квалификационных требованиях (КТ),  и других нормативных документах в сфере образования, основным элементом СМК Колледжа является компетентностная модель подготовки выпускника. На качественную реализацию процессов и процедур, предусмотренных в компетентностной модели, должны быть мотивированы все участники образовательного процесса: обучающиеся, педагогические работники, руководящий состав, учебно-вспомогательный персонал Колледжа.

  1. Документационное обеспечение СМК

В процессе построения СМК Колледжа разрабатывается необходимая документация: политика в области качества, компетентностная модель, матрица ответственности, цели в области качества.

Документация для обеспечения функционирования СМК образовательного процесса состоит из следующих групп документов:

  • документы, определяющие методологию разработки и внедрения СМК (документально оформленные миссия, политика в области качества, видение основных ценностей Колледжа, Руководство по качеству и др.);
  • предписывающие документы (стандарты, методики, инструкции и рекомендации Колледжа в целом и по направлениям деятельности; положения о структурных подразделениях, видах деятельности, уполномоченных по качеству; должностные и рабочие инструкции; документы планирования, техническая и методическая документация);
  • документы, подтверждающие деятельность Колледжа по обеспечению и гарантии качества (решения Совета Колледжа, протоколы заседаний Комиссии по качеству образования, протоколы заседаний кафедр по вопросам качества образования; протоколы, акты, отчеты, рабочие журналы, ведомости и т.д.).

В целом документация СМК Колледжа включает:

1.Миссию, видение, политику и стратегические цели Колледжа в области качества образования.

2.Руководство по качеству.

3.Информационные карты процессов и документированные процедуры.

4.Документы, необходимые для обеспечения эффективного планирования (в том числе стратегического), реализации процессов и управления ими.

5.Организационно-правовые и методические документы.

6.Записи по качеству – документы, содержащие достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности и необходимые для гарантии эффективной работы и управления процессами.

7.Правовые, нормативные и технические документы, в том числе и внешнего происхождения (госстандарты, квалификационные требования, по различным направлениям и специальностям, документы органов власти, контроля и надзора, инструктивные документы Минобрнауки РФ, Департамента образования города Севастополя  и т. п.).

Степень документирования СМК обеспечивается с учетом организационно-штатной структуры и специализации Колледжа, сложности и взаимодействия осуществляемых процессов. Документация может быть представлена в любой форме и на любом носителе.

Использование перечисленных документов позволяет эффективно управлять Колледжем как единым целым и добиваться улучшения качества образования на всех уровнях подготовки кадров.

  1. Процессы и виды деятельности СМК

Одним из основных принципов всеобщего менеджмента качества (ТQМ) и принципов, положенных в основу новой версии серии стандартов 180 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), является процессно-ориентированный подход, суть которого заключается в том, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности образовательной организации и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов образовательной организации, определению целей процессов, что однозначно требуется «Стандартами и директивами ЕКОА», определению лиц, ответственных за эти процессы, и документальной регламентации этих процессов.

Внедрение процессно-ориентированного подхода заключается в том, что Колледж рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, а управление им осуществляется посредством управления этими процессами.

Для наиболее успешной реализации данного принципа в Колледже составлен реестр основных процессов и перечень подразделений (должностных лиц), ответственных за эти процессы.

Реестр процессов и видов деятельности в СМК Колледжа определяется и утверждается Комиссией по качеству образования. Каждый процесс имеет свою спецификацию в виде документированных процедур.

Внедрение процессного подхода в Колледже позволит усилить ориентацию работы на запросы и интересы внутренних и внешних потребителей, обеспечить прозрачность планируемых и реализуемых мероприятий, протекания процессов. В результате каждый преподаватель и сотрудник должен понимать, какую роль он играет в общих процессах и деятельности Колледжа в целом. Внедрение процессного подхода позволяет также понять, где, когда, кем и как обеспечивается функционирование компетентностной модели; дает возможность своевременно выявить упущения и недостатки, выработать предложения руководству Колледжа по улучшению функционирования СМК.

  1. Инструменты и процедуры управления образовательным процессом

Формирование образовательных программ (ОП) по специальности (направлению подготовки) осуществляется в соответствии с разработанным  макетом.

ОП по специальности (направлению подготовки) представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ОП разрабатывается на основе ФГОС СПО по соответствующим специальностям (направлениям подготовки) с учетом квалификационных требований заказчика (Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Севастополя).

Система контроля качества образования представляет собой комплекс мероприятий и процедур внешнего и внутреннего характера, направленных на изучение и оценку образовательного процесса и результатов подготовки обучающихся по всем специальностям и формам обучения.

Контроль качества образования осуществляется по двум направлениям: контроль качества процессов и контроль качества результата. По форме реализации данные виды контроля делятся на внутренний и внешний, плановый и внезапный.

Цель системы контроля – определение показателей качества всех процессов Колледжа и качества подготовки выпускников на соответствие квалификационным требованиям и требованиям ФГОС СПО по соответствующей специальности; подготовка исходной информации для принятия управленческих решений по дальнейшему совершенствованию и развитию СМК Колледжа.

В основу системы контроля качества процессов и результатов подготовки обучающихся положены следующие основные принципы:

1.Полнота контроля – контроль эффективности функционирования всех процессов и качества подготовки всех обучающихся.

2.Плановость контроля – проведение контрольных мероприятий и процедур в соответствии с разработанным планом и согласованным с контролирующими и контролируемыми структурами.

3.Объективность контроля – снижение субъективного влияния сотрудников, преподавателей на результаты контроля. Объективность контроля качества образования обеспечивается внедрением компьютерных контролирующих систем, сочетанием внутреннего и внешнего контроля, разработкой разносторонних педагогических измерительных материалов (фондов оценочных средств).

4.Дифференцированность контроля – обязательность соответствия объема, глубины контроля целям образовательного процесса, индивидуальным, групповым и профессиональным особенностям преподавателей и обучаемых.

5.Гармоничное сочетание внешнего и внутреннего контроля качества на всех уровнях:

  • контроль преподавателей и самоконтроль обучающихся;
  • контроль и самоконтроль кафедры, самооценка преподавателями образовательного процесса и результата своей деятельности;
  • контроль руководства Колледжа за деятельностью структурных подразделений и проведение самообследования.

6.Автоматизация контроля – применение электронных средств контроля с учетом специфики контролируемого процесса.

Система контроля качества образования в Колледже предполагает проведение входного, текущего (промежуточного) и итогового контроля знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся.

Информационную основу СМК Колледжа составляет всесторонний мониторинг, а также результаты внешнего и внутреннего аудитов условий и состояния образовательного процесса.

Цель мониторинга и аудитов – оценка (самооценка) состояния и тенденций развития образовательного процесса на основе сравнения с лучшими достижениями отечественных и зарубежных образовательных организаций, выявление отклонений в области качества подготовки обучающихся от стратегической цели, анализ причин отклонений. На основе полученной информации осуществляется выработка предложений руководству Колледжа для реализации на всех уровнях управления действий, корректирующих и упреждающих появление несоответствующих результатов подготовки выпускников.

Главной целью внутреннего контроля является непрерывное поддержание учебной, методической, научной и воспитательной работы в Колледже на уровне современных требований, совершенствование образовательного процесса, своевременное внесение в него необходимых корректив, поиск резервов повышения качества образования.

Основные элементы внутреннего контроля качества:

  • состояние учебной работы;
  • состояние методической работы;
  • состояние научной работы;
  • состояние подготовки педагогических кадров, их переподготовки и повышения квалификации;
  • морально-психологическое состояние обучающихся, состояние внутреннего порядка, трудовой дисциплины;
  • состояние профессиональной подготовленности руководящего и преподавательского состава;
  • состояние кадровой работы;
  • состояние учебно-материальной базы;
  • состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности;
  • состояние руководства структурными подразделениями Колледжа.

Виды внутреннего контроля качества образования (по объекту контроля):

  • контроль деятельности руководства образовательными программами;
  • контроль деятельности руководства практиками;
  • контроль деятельности кафедры;
  • контроль деятельности центров (Музейно-образовательного, Ресурсного, Внеучебной деятельности и профориентации, Подготовки вожатых и др.);
  • контроль качества подготовки и проведения методических занятий на кафедре;
  • индивидуальный контроль качества подготовки и проведения учебных занятий преподавателями.
  1. Оценка успеваемости и качества подготовки обучающихся

В СМК Колледжа выделяется несколько самостоятельных элементов оценки успеваемости и качества подготовки обучающихся:

  • виды и процедуры контроля успеваемости и качества подготовки, требования к ним;
  • критерии и показатели оценки успеваемости и качества подготовки обучающихся;
  • механизм контроля объективности (адекватности) оценочного процесса. Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости осуществляется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения занятий и проводится в ходе всех видов занятий в форме, предусмотренной тематическим планом или избранной преподавателем. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий и используются кафедрами для оперативного управления образовательным процессом. Видами текущего контроля является рубежный контроль, контрольные работы (занятия) и др.

Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения обучающимися заданий, упражнений и др. Контрольные работы (занятия) могут проводиться в электронной, дистанционной и др. формах.

Рубежный контроль осуществляется с целью систематической проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Рубежный контроль проводится по завершении изучения отдельных наиболее сложных и объемных тем, разделов учебной дисциплины.

Промежуточная аттестация осуществляется в целях определения степени достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме зачетов (зачетов с оценкой), экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач).

Вышеуказанные виды контроля являются элементами компетентностной модели подготовки выпускника и представляют собой входные-выходные данные в системе балльно-рейтинговой оценки успеваемости обучающихся.

Государственная итоговая аттестация организуется и проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования в соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной  работы.

  1. Обеспечение гарантии качества педагогических работников

В основу гарантии качества педагогических работников должны быть положены четко разработанные инструменты (методы, показатели и критерии) для определения уровня компетенций сотрудников, вовлеченных в учебный процесс. Данные инструменты должны быть понятны педагогическим работникам и доступны для внешней экспертизы.

Система подбора кадров Колледжа (пополнение штата сотрудников и процедуры назначения) включает гарантии качества. Новые сотрудники обладают достаточным набором компетенций. Педагогическим работникам Колледжа предоставляются возможности повышать профессиональную квалификацию и заниматься самосовершенствованием.

Основные направления обеспечения требуемого качества педагогических работников Колледжа:

  • уточнение сущности ключевых профессиональных компетенций педагогических работников и разработка требований к уровню их сформированности;
  • разработка понятных и удобных в применении критериев и механизмов

оценки уровня ключевых профессиональных компетенций педагогических

работников;

  • организация деятельности педагогических работников Колледжа (планирование, учет нагрузки, отчетность и т.д.) в соответствии с нормативными документами;
  • наличие эффективной системы контроля качества преподавательской (учебной) деятельности педагогических работников;
  • совершенствование системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников;
  • разработка и внедрение эффективной системы стимулирования творческой деятельности и самосовершенствования педагогических работников, их социальной защищенности;
  • подготовка и издание научных и учебно-методических пособий по раскрытию системы менеджмента качества; компетентностной модели выпускников по специальностям (направлениям) и уровням подготовки в Колледже; сущности и содержания предметного, межпредметного и метапредметного уровней обучения в Колледже (в помощь преподавательскому составу).

От успешного решения задач на вышеперечисленных направлениях зависит обеспечение качества педагогических работников, как важнейшего кадрового ресурса гарантии качества образования в Колледже.

  1. Ресурсы обучения и поддержки обучающихся

Колледж гарантирует, что ресурсы, используемые для организации процесса обучения, являются достаточными, адекватными современным условиям и соответствуют требованиям каждой реализуемой образовательной программы. Обучающиеся имеют доступ ко всем ресурсам обучения – материальным и человеческим.

Материальные ресурсы: библиотека, компьютерное обеспечение, аудиторный фонд, технические средства обучения, спортивные и тренажерные залы, буфеты и др. В основе материальной поддержки образования лежат финансовые ресурсы. Колледж гарантирует финансовую обеспеченность и осуществляет профессионально просчитанную и выверенную финансовую политику. Руководство Колледжа принимает эффективные меры к поиску дополнительных источников финансирования за счет внебюджетных источников дохода, в частности, разработки и внедрения инновационных проектов, заказных научно-исследовательских работ, получения грантов и др.

Человеческие ресурсы: руководство Колледжа, педагогические работники, внешние консультанты, руководители образовательных программ и практик, административно-обслуживающий персонал и др. Обучающиеся имеют возможность высказывать свое мнение о качестве образовательного процесса (предоставляемых им образовательных услугах). В этих целях регулярно должны планироваться опросы, обеспечиваться открытый доступ в интернет, представители обучающихся (родители) должны включаться в состав общественных структур Колледжа (Совет Колледжа, Конкурсная комиссия (жюри) по научно-исследовательским, проектным, творческим работам обучающихся и т.д.).

Руководство Колледжа должно осуществлять постоянное наблюдение за эффективностью предоставления обучающимся дополнительных услуг, ежегодно проводить их мониторинг и принимать эффективные меры по их совершенствованию.

  1. Внедрение информационных систем для СМК Колледжа

На данном направлении предполагается создание и использование информационных систем и технологий в двух аспектах: информационные системы и технологии в образовательном процессе (контроль и оценка качества обучения, показатели, критерии и способы оценки и др.) и информатизация управления деятельностью Колледжа (подсистемы автоматизации управления, подсистемы информирования общественности).

В Колледже предполагается внедрить корпоративную информационную систему (КИС), которая позволила бы автоматизировать все образовательные процессы от момента поступления обучающихся до момента выпуска. КИС должна состоять из программных модулей, каждый из которых имеет логически замкнутую функциональную составляющую, которая позволяла бы выполнять ряд функций, основными из которых должны стать электронное обучение, электронная поддержка самостоятельной работы, электронный тьютор, удаленный доступ к ресурсам Колледжа, электронная пропускная система, система поддержки принятия решений, образовательный портал, электронная библиотека и целый набор других сервисов, реализуемых с применением ИК-технологий. В перспективе должна быть разработана и внедрена полнофункциональная технология электронного Колледжа. Информационные ресурсы должны обеспечивать обработку разноплановых материалов мониторинга применительно к внутренней системе качества Колледжа.

  1. Создание механизмов и процедур обеспечения открытости Колледжа

Важным элементом СМК является самообследование Колледжа, результаты которого являются предметом обсуждения на Совете Колледжа, Административном совете, заседаниях кафедры для принятия эффективных мер улучшения образовательного процесса. Колледж должен быть обеспечен достаточными средствами сбора, обработки, анализа и представления информации о собственной деятельности, позволяющими определить ее сильные и слабые стороны и результаты внедрения инноваций.

Системы информирования, относящиеся к СМК, должны охватывать:

  • достижения обучающихся;
  • отзывы заказчиков на выпускников и их рейтинг по сравнению с другими профильными образовательными организациями;
  • удовлетворенность обучающихся образовательными программами;
  • эффективность внедрения современных образовательных технологий преподавания;
  • доступность и востребованность ресурсов Колледжа;
  • ключевые показатели деятельности Колледжа и др. Регулярное участие     Колледжа    в     различных рейтингах образовательных организаций, проводимое сравнение его с другими образовательными организациями также играет важную роль. Это должно позволить Колледжу найти эффективные методы совершенствования своей деятельности.

Открытость Колледжа предполагает, прежде всего, его информационную открытость:

  • размещение на сайте материалов о порядке подготовки к поступлению в Колледж, информации о кафедрах и основных образовательных программах, составе преподавателей, материальной и методической обеспеченности Колледжа, направлениях НИР, возможности внеаудиторной деятельности и текущей жизни обучающихся и др.;
  • размещение на сайте материалов «В помощь студенту»: учебных планов, рабочих программ дисциплин, обучающих компьютерных программ, учебных материалов, контрольных заданий, тестов и др.;
  • размещение на сайте материалов опросов обучаемых и педагогических работников;
  • наличие и распространение рейтингов обучаемых и преподавателей и др.

Интернет-сайт Колледжа должен стать его визитной карточкой в виртуальном информационном пространстве и при этом соответствовать требованиям интернет-рейтингов.

Работа над сайтом в целях достижения лучшей информированности заинтересованных сторон о функционировании Колледжа должна предусматривать:

  • создание личных страниц преподавателей;
  • наличие раздела «Выпускники»;
  • развитие перекрестных ссылок;
  • структурирование новостной ленты в сочетании с Календарем событий;
  • активное применение практики публичной отчетности Колледжа по заявленным направлениям деятельности;
  • развитие разделов структурных подразделений;
  • усиление и развитие интерактивных сервисов (онлайн-опросы, тесты, проверка слов, онлайновый переводчик и др.);
  • создание интерактивных экскурсий по Колледжу;
  • расширение применения видеоматериалов, прямых интернет-трансляций (видеоконференций) запоминающихся событий и др.

Формами представления открытости Колледжа наряду с сайтом могут быть и специально оформленные информационные стенды, в том числе в приемной комиссии. Повышение социальной роли Колледжа напрямую связано с информированием общественности о реализуемых программах и ожидаемых результатах выполнения этих программ, присваиваемых квалификациях, уровне преподавания, процедурах обучения и оценки учебных достижений, учебных возможностях обучающихся. Публикуемая информация должна содержать также данные об успехах выпускников  в  практической деятельности, характеристике контингента, обучающегося в данный момент. Информация должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной.

Заключение

Настоящая Концепция качества реализуется через выполнение Концепции развития Севастопольского педагогического колледжа им. П.К. Менькова на период до 2020 года.

Реализация Концепции качества рассчитана на два этапа:

  • первый этап осуществляется в течение 2017-2020 гг. и включает полную разработку необходимой документации, завершение разработки и начало поэтапного внедрения СМК;
  • второй этап рассчитан на период с 2020 по 2022 год и предполагает полное внедрение СМК, анализ опыта ее функционирования в Колледже, ее постоянное совершенствование и внешнюю сертификацию.